Articles

Tabula rasa Паскаля и Толстого

Жорж Нива | 2006

Блез Паскаль был один из любимых мыслителей Л.Н. Толстого. Известно, что Паскаль был и великим математиком, и великим мистиком, но полностью отъединял веру от разума; а именно это привлекало Толстого, хотя Толстой хотел построить рациональное христианство. Много раз Толстой подчеркнул, что прав Паскаль, когда утверждает необходимость религии для «разумной жизни». А не прав, когда он утверждает правоту католицизма. Но одно их тесно объединяет, то-есть одно берет Толстой у Паскаля: осознание нормального мира, как мира нелепого, сумасшедшего. Именно эта умственная операция полностью заимствована Толстым у Паскаля. В этом признании мира, как мира сумасшедшего Паскаль – наследник скептиков и Монтеня, которого он много раз цитирует в «Мыслях», но идет гораздо дальше Монтеня в неприятии мира.

Lire l'article »

Интервью с Эрлихом 22 июня 2005

Жорж Нива | 2005

Эрлих : Цивилизационная принадлежность России не является очевидной. Тойнби, то причислял Россию к оригинальным цивилизациям, то, под впечатлением ужасов сталинского режима, отказывал нашей стране в принадлежности к цивилизованным. В одном из интервью Вы говорите, что «Россия – разные миры». Можно заметить, что цивилизационная принадлежность России видится по разному наблюдателям, принадлежащим разным цивилизациям. Для внешнего зрителя (араба, китайца, индийца) Россия, Западная Европа, Северная Америка – единая христианская цивилизация. Иным будет взгляд изнутри христианского мира. Известно противопоставление России и Запада, в который обычно включают неправославную Европу и те ее бывшие колонии, где местное население было в основном истреблено, т.е. США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию. Мне запомнилось Ваше выступление на конференции, посвященной юбилею декабристов, в 2000 году в Петербурге, где Вы, возражая Р.Пайпсу, утверждали, что не правильно объединять Европу и Америку в единую культурную общность. Было это сказано в минуту раздражения, под влиянием американской борьбы за либеральные ценности в Югославии, или Вы действительно считаете, что нельзя конструировать европейско-американский Запад как бинарную оппозицию России внутри единой христианской цивилизации? Можно ли строить другую пару: Западная и Восточная Европа в качестве единого культурного оппонента Америки? А может триада Россия, Западная Европа, Северная Америка в бинарную оппозицию вообще не преобразуется?

Lire l'article »

Articles plus anciens

Христианство и символизм от Пеги до Матери Марии

Georges Nivat | ?

Что такое символизм? Об этом шли дебаты 16-го декабря 1930-го года на одиннадцатой встрече «Франко-русской Студии», где были представлены доклады Андре Фонтэнаса и Нины Берберовой.

Lire l'article »

Поэтическое братство Андрея Белого и Александра Блока

Georges Nivat | ?

Были в истории поэзии знаменитные пары поэтов, поэтов-братьев. Самая известная пара – Гёте и Шиллер.

Lire l'article »

«Киевская школа» аббата Портала.

Georges Nivat | ?

Отцом объединения церквей был во Франции и в начале века аббат Портал (1855 – 1926). Это было время «модернизма» в католицизме.

Lire l'article »

На стыке трех искусств

Georges Nivat | ?

С Александром Алексеевым я познакомился в конце 60-х годов. Жил он в живописном кукольном доме в тупиковом переулке, который я долго искал.

Lire l'article »

À paraître

Georges Nivat prépare également en ce moment la publication du tome VII, dernier de la série « Histoire de la littérature russe »

Diaporama